|
Некоторые
методики обучения работе с группой
Гронский Андрей, Пушкина Татьяна
Российский
гештальт: Выпуск 4 / Под. ред. Н.Б.
Долгополова, Р.П. Ефимкиной. -
Новосибирск: Научно-учебный центр
психологии НГУ, 2003. - С.14-18.
Развитие
методик обучения групповой работе
является актуальной задачей в связи с
тем, что проведение психокоррекционных
и тренинговых групп входит в
компетенцию практического психолога.
Актуальна она как для тренеров, ведущих
образовательные программы, так и для
студентов, обучающихся
работе с группами. Ведение
психокоррекционных,
психотерапевтических и тренинговых (обучающих)
групп требуют специфических навыков.
Неспецифической является способность
психолога устанавливать контакт с
группой как с целостным организмом, а
это включает навыки наблюдения за
группой, диагностику групповых
потребностей, навыки коммуникации с
группой и организации
внутригруппового взаимодействия в
ситуациях, связанных сразными стадиями ее развития.
Ведение
психокоррекционной группы
предполагает использование ведущим
интервенций на трех уровнях –
личностном, межличностном и групповом
[4]. Навыки проведения интервенций на
личностном уровне формируются в
процессе обучения индивидуальному
психологическому консультированию и
психотерапии. Обучение проведению
интервенций на межличностном и
групповом уровне требуют особых
условий и дидактических приемов.
Обычно рекомендуются такие стадии
обучения групповой работе как 1)
работа в терапевтических и тренинговых
группах в качестве участника; 2)
наблюдение за работой опытных ведущих;
3) работа в качестве с соведущего с
опытным ведущим групп; 4) ведение групп
под супервизией. Эти этапы проходят
параллельно с изучением
психологической теории, в частности,
теории динамики групп и личной
психотерапией [2, 6]. Обучение на
третьем и четвертом этапах
является весьма ответственным и
предъявляет высокие
требования к личностной и
профессиональной подготовке кандидата.
На наш взгляд, целесообразно включать
промежуточный этап, включающий
отработку практических навыков
руководства группой в лабораторных
условиях тренинга. Данный этап может
проходить параллельно с
вышеперечисленными. Известны такие
тренинговые приемы как ведение
участниками учебной
группы, участниками которой они
являются, с последующим обсуждением
действий ведущего [5] и работа в
качестве ведущего в
имитированной группе. Второй прием
восходит к психодраматической технике
разыгрывания ролей [3] и методу работы с
симулированной семьей, используемому
при подготовке семейных
психотерапевтов. В соответствии с
нашим опытом полезными также
оказываются упражнения в микрогруппах,
направленные на формирование
отдельных навыков ведения группы.
Рассмотрим практическое использование
этих приемов.
А)
Ведение участниками учебной группы.
Оптимальное
время – 40-60 минут. В тренировочной
сессии могут участвовать все члены
учебной группы, либо, если группа
большая, может быть сформирован малый
круг в центре. Инструкция: «Ваша задача
в течение отведенного Вам времени
способствовать развитию
взаимодействия в группе». Техническое
обсуждение может проводиться сразу же
или быть отложено на конец занятия,
если в процессе занятия происходит
перманентная ротация ведущих.
Обычно
такая процедура значительно повышает
уверенность обучающихся и приводит к
быстрому формированию навыков
руководства группой, что отчетливо
видно при повторных опытах ведения.
Целесообразно, чтобы во время
обсуждения участник, исполнявший роль
ведущего дал отчет о своем понимании
группового процесса и целях своих
действий. Наиболее типичными ошибками
начинающих ведущих являются
фокусировка на одном участнике и
превращение групповой сессии в сеанс
индивидуальной терапии в группе,
игнорирование реальной групповой
потребности и попытка заставить
участников заниматься тем, что кажется
«правильным» ведущему, слабая
фасилитация внутригруппового
взаимодействия, недостаточная помощь в
прояснении чувств и потребностей
участников, слабое либо чрезмерное
самораскрытие ведущего. В такого рода
тренировочных сессиях ярко
высвечиваются личностные трудности
ведущих - например, страх перед
определенными эмоциональными
проявлениями (агрессией, слезами).
Б)
Работа с имитированной
группой.
Эта
форма учебной работы наиболее полезна
для тех, кто уже ведет группы и хотел бы
разобраться с возникшими трудными
ситуациями, а также для тех, кто
готовится к проведению группы с
определенным контингентом. Оптимальное
время – 20-30 минут. Подготовительным
этапом является описание
разыгрываемой ситуации и задание
участникам ролей с помощью
психодраматической техники «обмен
ролями». В процессе работы
целесообразно повторно использовать
технику обмена ролями, а также
идентификационную обратную связь
участников из разыгрываемых ролей.
Данные приемы дают возможность
ведущему сориентироваться в
эмоциональных состояниях и
потребностях членов группы. В сложных
ситуациях можно использовать технику «стоп-кадр»,
с тем, чтобы во время короткой паузы
ведущий мог обсудить с тренером
возникшие затруднения.
После
тренировочной сессии проводится
обсуждение. Частой причиной
затруднений бывает недостаточное
знание или недостаточный учет
психологических особенностей и
потребностей определенной категории
клиентов (например, наркозависимых
больных, трудных подростков и пр.) и в
связи с этим выбор неподходящих
методов ведения группы. Данное
упражнение может вызывать очень
сильные эмоциональные переживания у
ведущего, поэтому требуется его
сильная поддержка со стороны тренера и
группы.
В)
Отработка технических навыков в
микрогруппах
Эта
форма работы особенно полезна для тех,
кто еще не имеет практического опыта
руководства группой, хотя определенную
пользу из нее могут извлечь и
практикующие ведущие групп. Набор
отдельных технических приемов
достаточно велик. Некоторые из них были
описаны нами ранее [1]. По нашим
наблюдениям, наибольшую трудность у
начинающих ведущих вызывает удержание
в фокусе внимания группы в целом,
организация взаимодействия в группе,
разъяснение процедурных моментов
групповой работы. Для развития этих
навыков могут быть предложены
следующие упражнения:
1.
Описанное упражнение является
модификацией гештальттерапевтической
техники «континуум осознания» и
направленно на развитие восприятия
группы как целостного организма.
Микрогруппе предлагается обсудить
произвольную тему, например,
поговорить о сексе. Ведущий не
вмешивается в происходящее. Его задача
описывать вслух все, что он замечает в
поведении участников:
пространственное расположение, позы,
жесты, вербальную активность,
вербальные и невербальные
взаимодействия. В содержание разговора
вникать не обязательно. Типичная
трудность состоит в том, что ведущие в
этом упражнении часто подменяют
описание того, что они наблюдают
оценками и интерпретациями замеченных
фактов («участнице А. скучно», «общение
идет вяло», «участник Б. не вступает в
разговор, потому что он отличается
повышенной застенчивостью»).
2.
Развитие навыка организации
внутригруппового взаимодействия.
Ведущему необходимо организовать
дискуссию на тему «Что происходит в
нашей микрогруппе?» причем он должен
стремиться к максимальному вовлечению
в обсуждение всех участников.
3.
Развитие навыков презентации.
Инструкция: «Вы начинаете новую группу
(психотерапевтическую / тренинговую).
Ваша задача представиться и
информировать участников о целях
группы, формах работы, возможных
результатах. Ваша цель заинтересовать
собравшихся людей участием в группе».
Типичной ошибкой является то, что
ведущий переходит к личностным и
межличностным интервенциям, минуя этап
установления предварительного
контакта, объяснения целей и процедур
групповой работы.
Мы
полагаем, что список упражнений может
быть бесконечно расширен с учетом
потребностей конкретной учебной
группы.
В
заключение хотелось бы пожелать
творческих успехов, как тренерам, так и
тем, кто вступил на нелегкую стезю
обучения психотерапии и
психологическому консультированию.
Лет десять тому назад было невозможно
систематически обучаться психотерапии,
а в частности работе с группами. Нам
приходилось обучаться групповой
работе от случая случаю, набирая опыт
участия в отдельных тренинговых и
терапевтических группах, а также
используя метод проб и ошибок, проводя
собственные группы с клиентами.
Вспоминая прожитые годы, хочется
отметить, что ситуация в практической
подготовке психологов и
психотерапевтов кардинально
изменилась к лучшему (это
чрезвычайно благоприятно не только
для психологов и психотерапевтов,
но и для их клиентов и пациентов). В
нашем регионе стали
проводиться пролонгированные
программы обучения различным методам,
в том числе гештальт-терапии и
психодраме. В этом отношении неоценим
вклад Московского института Гештальта
и Психодрамы, его тренеров и учеников.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гронский А.В., Пушкина Т.П.
Дидактическая модель работы с
групповым процессом. // Российский
гештальт. / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П.
Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный
центр психологии НГУ, 2001. – С. 57-79.
2.
Кочунас Р. Психотерапевтические
группы: теория и практика. - М.:
Академический проект, 2000.
3.
Лейтц Г. Психодрама: теория и
практика. Классическая психодрама Я.Л.
Морено. Пер. с нем. - М.: Издательская
группа «Прогресс», 1994. – 352 с.
4.
Фрю Д.Е. Применение теории гештальт-терапии
к проведению групп // Теория и практика
гештальт-терапии на пороге XXI
века / Отв. ред. М.П. Аралова. – Ростов н/
Д: Изд-во рост. гос. ун-та, 2001. – С. 85-106.
5.
Ялов А.М. Ошибки проведения
групповых занятий начинающими
психотерапевтами в процессе их
обучения. // Обозрение психиатрии и
медицинской психологии им. В.М.
Бехтерева. –
1995. - № 3. – С. 75-79.
6. Ялом И.
Групповая психотерапия: теория и
практика. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2001. – С. 551-570.
|